Статья 26313

Название статьи

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА – ОСНОВА
ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Авторы

Кулиева Екатерина Николаевна, преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), eka5626556@yandex.ru

Индекс УДК

593.1

Аннотация

Актуальность и цели. Динамичное и инновационное по структуре и содержанию развитие общества актуализирует необходимость совершенствования качественных основ деятельности отечественной системы образования, в частности высшего профессионального образования. В условиях изменения парадигмы профессионального самоопределения и профессиональной самореализации личности профессиональная подготовка студентов становится предметом многочисленных исследований. Тем не менее большинство из них основываются на концепции «человек для профессии». Возможность профессионального выбора базируется на готовности студентов к профессиональной самореализации, на их потребности в выявлении смысла учебной деятельности, что является реализацией, по мнению Е. А. Климова, новой системой вхождения личности в профессиональное поле деятельности, которое обозначается как «профессия для человека». Целью исследования является изучение взаимосвязи смыслообразования студентов в процессе изучения иностранного языка в процессе формирования их готовности к профессиональной самореализации.
Материалы и методы.
В процессе выявления значимости смыслообразующего изучения иностранного языка в вузе для качества готовности студентов к профессиональной самореализации особое внимание уделялось анализу имеющихся в научном знании исследований по данной проблеме (Э. Гуссерль, Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер, Ф. Шлейермахер, Н. В. Бордовская, С. Д. Пивкин и др.). Одной из основ, раскрывающих содержание исследуемого процесса, является теория личностно-деятельностного подхода к смыслообразованию в процессе изучения иностранного языка, что основано на концепции И. А. Зимней, Я. Л. Коломенского и других ученых. В процессе исследования используется совокупность методов психолого-педагогического исследования: наблюдение, беседа, тестирование, создание ситуации педагогического сопровождения, реализация специальных упражнений, анкетирование.
Результаты.
В ходе исследования выявлены четыре основных уровня взаимосвязи смысло-образующего иностранного языка и готовности студентов к профессиональной самореализации. Первый уровень предполагает наличие умений у студентов по владению алфавитом и транскрипцией; выявляет их готовность к чтению. Второй уровень раскрывает наличие у них опыта чтения текстов на иностранном языке и готовность к овладению грамматикой. Третий уровень, реализация которого требовала от студентов высокой степени развития запоминания и оперативности мышления, раскрывал их готовность к чтению, письму и говорению на основе соотнесения ситуаций различных культур. Четвертый уровень – уровень развития поведенческого компонента готовности студентов к смыслообразованию в процессе изучения иностранного языка, реализуемый на основе заданий по аудированию.
Выводы.
Смыслообразующее изучение иностранного языка эффективно влияет на готовность студентов к профессиональной самореализации в случае системнодеятельностного соотнесения мотивационного, когнитивного, личностного и поведенческого компонентов готовности студентов к профессиональной самореализации с профессиональной направленностью взаимодействия преподавателей иностранного языка и студентов.

Ключевые слова

готовность, профессиональная самореализация, формирование готовности к саморазвитию.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Зимняя, И. А. Психология изучения иностранных языков в школе / И. А. Зим-няя. – М. : Просвещение,1991. – 222 с.
2. Husserl, E. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft / E. Husserl. – Niemeyer, Halle, 1929.
3. Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / Х.-Г. Га¬дамер ; пер. с нем. А. В. Лаврухина. – Минск : Пропилеи, 2007. – 240 c.
4. Дильтей, В. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Герменевтика и теория литерату-ры / В. Дильтей ; под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова ; пер. с нем. под ред. В. В. Бибихина, Н. С. Плотникова. – М. : Дом интеллектуальной книги, 2001.
5. Концепция обучения предметам языкового цикла (материалы для обсуждения) / А. А. Леонтьев [и др.]. – М. : ВНИК «Школа», 1989. – 31 с.
6. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с. – (Пси-хология для студента).
7. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранному языку / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1977. – 216 с.
8. Пивкин, С. Д. Самореализация языковой личности переводчика в системе до-полнительного профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук/Пивкин С. Д.–Ульяновск,2012.–46 с.
9. Рикёр, П.Справедливое/П.Рикёр; пер. Б. Скуратова при участии П. Хицкого.–М.:Гнозис:Логос, 2005.
10. Герменевтика. – СПб. : Европейский дом, 2004.

 

Дата создания: 01.03.2014 12:45
Дата обновления: 01.03.2014 12:47